С начала августа слежу за новым законом о маркировке рекламы. Как участник рекламного рынка, я полностью согласна тем, что систематизация и контроль рекламы необходимы. А так-же нужен какой-то регулятор данного направления. Но, как оказалось, мои пожелания с самыми лучшими намерениями исполнились… несколько не так. Я проанализировала новый закон о маркировке рекламы, и вижу, что в нем не так. Рассказываю.
Кто занимается?
Как основного участника всей процедуры, я выделяю Роскомнадзор. Это – инициатор и основной центр всей процедуры маркировки рекламы. Является органом исполнительной власти, контролирующей медийное пространство
ОРД – операторы рекламных данных. Участники цепочки, которые принимают от всех участников рекламного рынка информацию о рекламе, и, обственно, участниках рекламной цепочки. На данный момент непонятно, кто это, какие организации будут работать данными. И главное – как.
ЕРИР – можно даже не выделять отдельно, потому что система учета всех данных по рекламе, созданная Роскомнадзором.
Что не так с новым законом о маркировке интернет-рекламы
Я его читала. И вижу, что доработан только один пункт: взимание штрафов. Лично я, как участник рекламного рынка, до самого конца (31 августа) переходного периода) так и не получила письма от своих рекламных агентов Яндекса и Вконтакте каких-либо разъяснений, документов, что я должна подтвердить своей электронной подписью. Чтобы стать полноценным участником новой системы маркировки данных.
Следующий момент – какие данные передавать, и их безопасность. По сути, личные данные, конфиденциальные, всех участников рынка, постоянно будут «гулять» по сети.Где хоть какая-то гарантия, что они не будут использованы третьими лицами? Тем более, что закон-то уже принят, маркировать-то рекламу нужно, а о том, какое техническое и защитное обеспечение данных готово – ни слова.
Более того, сам механизм, как это будет происходить, красиво только на бумаге. Как практик, я его попыталась перенести в практическое русло. И столкнулась с тем, что с позиции рекламщика в нем… сплошные недочеты. ОРД не выбраны, процедура практически не откатана, подводные камни не учтены.
Кстати, о подводных камнях.
Закон о маркировке рекламы работает в одну сторону
У нас в медийном пространстве даже нет четкого определения, что такое реклама. Как отличить рекламу от частного мнения. Что делать, если у участников рынка – бартер. И сколько будет стоить эта вся передача данных. Кстати, я совершенно не сомневаюсь, что государство возложит финансовое бремя обеспечения этой сложной цепочки на участников рекламного рынка.
Но и это – цветочки. Участники рекламного рынка, по сути, остаются беззащитными перед законом. Потому что, в отсутствии четких трактовок, готовой и обкатанной схемы, 100% могут стать «нарушителями». Тем более, сам Роскомнадзор не скрывает, что решения по «проштрафившимся» инстанции будут принимать по своему усмотрению. Презумпция виновности какая-то получается!
Что, в конечном счете, отбросит развитие рекламного рынка на много лет назад, приведет в его удорожанию. Лучше не будет никому: ни производителям продуктов и услуг, ни рекламщикам. Ну а так называемая «охот на ведьм» поможет участникам сводить счеты с конкурентами, выдавливая участников с рынка.
Зачем все это?
Вы знаете, в свете последних событий я вижу такие причины, почему Закон о маркировке рекламы в принципе пришел кому-то в голову.
- Обогащение. Это сфера, где уже реально «крутятся» большие деньги.
- Контроль информации. А контроль – это очень тонкая штука!
- Монополизация рекламного рынка.
Я не вижу здесь учета интересов ни бизнеса товарного и услуг, ни рынка маркетологов и рекламщиков.
В общем зачете, мы получили еще одну бесполезную, и даже вредящую свободному рынку, пугалку. Которая не поможет развитию бизнеса в это сложное время, а создаст дополнительные проблемы людям. И – источник доходов для заинтересованных лиц.
Автору можно написать Вконтакте
Автор не только маркетолог, но и будущая мама. Читайте блог на Паблико
И о том, почему даже кризис не страшен в плане отсутствия работы